Определить сколько слогов в слове для ребенка не сложно - приставить тыльную сторону кисти руки к подбородку.
Сколько раз ударится подбородок о кисть руки - столько гласных в слове, значит столько и слогов. Гласные можно петь, согласные пропеть нельзя, они как горошины отскакивают и не тянутся.
УЧИМСЯ СТАВИТЬ В СЛОВАХ УДАРЕНИЕ.
Что такое ударение в словах, многие дети уже знают ещё до школы, в период подготовки. Но у некоторых никак не получается правильно определить его место в слове.
С ударением первоклассники сталкиваются в самом начале обучения, ещё до знакомства с буквами. Первоклассники сначала учатся делить слово на слоги, потом ставить в слове ударение.
Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.
Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игры.
СКАЗКА О МОЛОТОЧКЕ.
Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.
В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.
« Миш-ка, Миш-ка», — кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким
Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.
Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.
Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение — волшебный Молоточек».
А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек «Ударение». Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.
Главное, чтобы ребенок понял:
- чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.
- Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.
ВОТ НЕСКОЛЬКО ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
Заблудились в лесу.
Эта игра поможет ребенку научиться выделять в слове ударный звук. Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый «громкий» звук в слове.
- Ми-и-ишка!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!
- Маши-и-инка!
- Сло-о-он!
Дом в лесу.
Ребенок учится не только учитывать количество звуков в слове, но и находить ударный звук.
Взрослый рисует четыре одинаковых четырехкомнатных домика.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.
Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.
- В этих домиках живут СЛОН, ВОЛК, ЛИСА и АИСТ. Помоги ЦАПЛЕ попасть в гости к АИСТУ, а не на обед ЛИСЕ или ВОЛКУ.
Подскажите ребенку выход - поставьте ударение в слове «слон», закрасив соответствующий квадратик в одном из домиков.
Стройка.
Игра для закрепления навыка расстановки ударений.
- Со склада стройматериалов на стройку нужно привезти сначала ЦЕМЕНТ, затем КИРПИЧ, следом ПЕСОК потом ГЛИНУ, за ней СТЕКЛО, а под конец - ДОСКИ. Ты будешь шоферам.
Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.
Взрослый делает шесть карточек с числом квадратиков, соответствующим количеству звуков в каждом слове, и заштрихованными ударными звуками. Это и будут необходимые стройматериалы. Взрослый просит ребенка:
- Найди и отвези на стройку ЦЕМЕНТ и т.д.
Укротитель.
Ребенку даются карточки с написанными на них печатными буквами названиями диких животных, которых ему надо укротить, поставив ударение на соответствующую гласную (ударение «ставится» с помощью специальной фишки). Например, в слове БИЗОН, ребенок должен положить фишку на букву О. Если ребенок слишком долго думает или ставит ударение неправильно, животное «убегает» в лес (джунгли, степь и т.п.). Укротителю нужно правильно позвать его (см. игру «Заблудились в лесу»), чтобы оно вернулось.
№1
|
А
|
О
|
И
|
Ы
|
У
|
Е
|
Я
|
Ё
|
Ю
|
Н
|
на
|
но
|
ни
|
ны
|
ну
|
не
|
ня
|
нё
|
ню
|
С
|
са
|
со
|
си
|
сы
|
су
|
се
|
ся
|
сё
|
сю
|
К
|
ка
|
ко
|
ки
|
кы
|
ку
|
ке
|
кя
|
кё
|
кю
|
Т
|
та
|
то
|
ти
|
ты
|
ту
|
те
|
тя
|
тё
|
тю
|
Л
|
ла
|
ло
|
ли
|
лы
|
лу
|
ле
|
ля
|
лё
|
лю
|
Р
|
ра
|
ро
|
ри
|
ры
|
ру
|
ре
|
ря
|
рё
|
рю
|
В
|
ва
|
во
|
ви
|
вы
|
ву
|
ве
|
вя
|
вё
|
вю
|
П
|
па
|
по
|
пи
|
пы
|
пу
|
пе
|
пя
|
пё
| |
М
|
ма
|
мо
|
ми
|
мы
|
му
|
ме
|
мя
|
мё
|
мю
|
З
|
за
|
зо
|
зи
|
зы
|
зу
|
зе
|
зя
|
зё
|
зю
|
Б
|
ба
|
бо
|
би
|
бы
|
бу
|
бе
|
бя
|
бё
|
бю
|
Д
|
да
|
до
|
ди
|
ды
|
ду
|
де
|
дя
|
дё
|
дю
|
Г
|
га
|
го
|
ги
|
-
|
гу
|
ге
|
-
|
гё
|
гю
|
Ч
|
ча
|
чо
|
чи
|
-
|
чу
|
че
|
-
|
чё
|
-
|
Ш
|
ша
|
шо
|
ши
|
-
|
шу
|
ше
|
-
|
шё
|
шю
|
Ж
|
жа
|
жо
|
жи
|
-
|
жу
|
же
|
-
|
жё
|
жю
|
Х
|
ха
|
хо
|
хи
|
-
|
ху
|
хе
|
-
|
хё
|
хю
|
Ц
|
ца
|
цо
|
ци
|
цы
|
цу
|
це
|
-
|
-
|
-
|
Щ
|
ща
|
що
|
щи
|
-
|
щу
|
ще
|
-
|
щё
|
-
|
Ф
|
фа
|
фо
|
фи
|
фы
|
фу
|
фе
|
фя
|
фё
|
фю
|
№2
|
А
|
О
|
И
|
Ы
|
У
|
Е
|
Я
|
Ё
|
Ю
|
Н
|
ан
|
он
|
ин
|
ын
|
ун
|
ен
|
ян
|
ён
|
юн
|
С
|
ас
|
ос
|
ис
|
ыс
|
ус
|
ес
|
яс
|
ёс
|
юс
|
К
|
ак
|
ок
|
ик
|
ык
|
ук
|
ек
|
як
|
ёк
|
юк
|
Т
|
ат
|
от
|
ит
|
ыт
|
ут
|
ет
|
ят
|
ёт
|
ют
|
Л
|
ал
|
ол
|
ил
|
ыл
|
ул
|
ел
|
ял
|
ёл
|
юл
|
Р
|
ар
|
ор
|
ир
|
ыр
|
ур
|
ер
|
яр
|
ёр
|
юр
|
В
|
ав
|
ов
|
ив
|
ыв
|
ув
|
ев
|
яв
|
ёв
|
юв
|
П
|
ап
|
оп
|
ип
|
ып
|
уп
|
еп
|
яп
|
ёп
|
яп
|
М
|
ам
|
ом
|
им
|
ым
|
ум
|
ем
|
ям
|
ём
|
юм
|
З
|
аз
|
оз
|
из
|
ыз
|
уз
|
ез
|
яз
|
ёз
|
юз
|
Б
|
аб
|
об
|
иб
|
ыб
|
уб
|
еб
|
яб
|
ёб
|
юб
|
Д
|
ад
|
од
|
ид
|
ыд
|
уд
|
ед
|
яд
|
ёд
|
юд
|
Г
|
аг
|
ог
|
иг
|
ыг
|
уг
|
ег
|
яг
|
ёг
|
юг
|
Ч
|
ач
|
оч
|
ич
|
ыч
|
уч
|
еч
|
яч
|
ёч
|
юч
|
Ш
|
аш
|
ош
|
иш
|
ыш
|
уш
|
еш
|
яш
|
ёш
|
юш
|
Ж
|
аж
|
ож
|
иж
|
ыж
|
уж
|
еж
|
яж
|
ёж
|
юж
|
Х
|
ах
|
ох
|
их
|
ых
|
ух
|
ех
|
ях
|
ёх
|
юх
|
Ц
|
ац
|
оц
|
иц
|
ыц
|
уц
|
ец
|
яц
|
ёц
|
юц
|
Щ
|
ащ
|
ощ
|
ищ
|
ыщ
|
ущ
|
ещ
|
ящ
|
ёщ
|
ющ
|
Ф
|
аф
|
оф
|
иф
|
ыф
|
уф
|
еф
|
яф
|
ёф
|
юф
|
ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ БУКВ МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий